?

Log in

Lada X-Ray или что такое концепт-кар

« previous entry | next entry »
Feb. 28th, 2013 | 06:03 pm

Посмотрев осенью презентацию X-Ray, подумал о том, насколько сегодня все сместилось в сторону красивых картинок, в т.ч. в автомобилестроении. Только сейчас дошли руки хоть немного оформить свои мысли по этому поводу. Что касается X-Ray, то "Новый ДНК" и буковка Х в оформлении передней части автомобиля - это практически все, что я понял из презентации. Если это на самом деле все, то я не понял, в чем месседж.

Lada X-Ray

Я не говорю о достоинствах или недостатках самой работы, профессионализме дизайнера Стива Маттина - неизвестно, какую задачу перед ним ставили. Но в моем понимании концепт-кар отражает будущую концпецию дизайна, стиля, технологий и направления, куда будет двигаться бренд. Желательно все вместе. В случае с X-Ray я увидел только невнятный намек на дизайн и стиль, чего явно недостаточно, а также намек на значительно более дорогой сегмент, что странно. В автомобиле дизайн сам по себе не играет ключевой роли. Особенно в бюджетном авто. Концепт-кар и автомобиль, да и вообще практически любой продукт - это сочетание решений: дизайнерских, технологических, стилевых. И при этом желательно, чтобы была хотя бы отдаленная связь с реальностью, т.е. с технологическими возможностями предприятия и потребительскими ожиданиями.

Я бы выделил 2 типа концепт-каров.

Первый - "Помечтаем". Сумасшедшая или нестандартная идея, которая вряд ли будет (по крайней мере в обозримом будущем) применяться в серийных автомобилях. Эдакая научная фантастика. Ведь по сути, если речь идет о концепт-каре, то его создатели ничем не ограничены.

BMW Gina

Вот например BMW Gina. Концепт автомобиля с изменяемой формой. Каркас, обтянутый тканью. Пример оригинальной концепции. И кстати не такой уж нереализуемой. Это пример переноса уже привычных в одной сфере (авиация) технологий в другую. Крыло изменяемой стреловидности и различная конфигурация крыла при взлете/посадке и крейсерском полете - всему этому уже 100 лет в обед. А вот привнесли идею в автомобиль - и уже оригинальная идея ;) Неизвестно насколько это актуально, но фишка однозначно есть.

Ну хорошо, фантастического ничего не придумали. Может быть поближе к реальности?

Второй тип - скоро что-то будет. В этом случае нам показывают некий эскиз будущего, но реального. В том или ином виде все показанное как правило появляется на серийных машинах.

Приведу пример того, что на мой взгляд является концепцией массового автомобиля. Ведь LADA - это массовый автомобиль. Правда там не только концепт-кары, но и живые автомобили, которые пошли в серию. Но они отражают суть слова концепция. И именно это хочется увидеть.

Alfa-Romeo New-York Taxi

Это концепт Alfa Romeo New York Taxi (1976 г.) - проект такси для Нью-Йорка известного итальянского дизайнера Джорджетто Джуджаро, Прямые поверхности, никаких плавных сопряжений, коробкообразная форма - во всех решениях практичность и простота. Дизайнер нащупал направление и продолжил по нему идти.

Lancia Megagamma

Концепт легковушки Lancia Megagamma (1978 г.). Все те же острые углы, но уже в облике легкового автомобиля.

И вот наконец дошло и до серийного автомобиля.

Fiat Panda

Это Fiat Panda образца 1980 года - концепция компактного городского "двухобъемника", доступного и практичного, без всякиз наворотов, с маломощным 2-х или 4-цилиндровым двигателем. Из точки А в точку Б. Идеи нашли реальное воплощение. Машина была очень популярна. По этой же концепции были сделаны Сузуки Свифт, Дайхатсу Куоре и наша "Ока". Это так сказать один из родоначальников компактных городских авто.

Нива ВАЗ-2121

Это наша "Нива" - концепция автомобиля повышенной проходимости, по комфортабельности и по конструкции приближенного к легковому автомобилю, и также доступного и практичного. Над проектом работала талантливая команда: дизайнер Семушкин (который и вторую ниву потом "рисовал") и группа конструкторов под руководством Прусова. Это был прорыв. Машина стала революционной для своего времени. На западе и на востоке (Япония) пользовалась (и пользуется до сих пор) большой популярностью. Нива - отец (точнее мать) компактных внедорожников, построенных на "легковой" элементной базе.

И еще один очень важный момент. Эти концепции были рождены как бы в ответ на определенные ожидания общества. Это как бы квинтессенция ожидания чего-то, чего пока не существует, но что может быть востребовано многими людьми. На мой взгляд сегодня, да и в будущем большая часть общества ждет недорогой, качественный и симпатичный городской автомобиль. И "Гранта" в этом отношении была ходом в правильном направлении (достаточно посмотреть статистику продаж). В ответ на чьи ожидания создавался X-Ray мне лично непонятно. Возможно пока непонятно, время покажет. Не исключено, что про X-Ray, как и про Lada-C, который тоже планировался как шаг в другую нишу, мы больше ничего не услышим.

Link | Leave a comment | Share

Comments {2}

Roman  Kopytsev

(no subject)

from: Roman Kopytsev
date: Feb. 28th, 2013 05:48 pm (UTC)
Link

Если внимательно приглядеться, Николай, то X-ray очень много позаимствовал у Project C.

Reply | Thread

Николай Руфеев

(no subject)

from: nickurs
date: Mar. 1st, 2013 09:51 am (UTC)
Link

Очень много не вижу, если честно. В оформлении передней части что-то отдаленное возможно и есть. В истории с Project C удивляет друое. Зачем подписывать контракт на разработку новой платформы с конторой, которая такими разработками никогда в жизни не занималась? ;)

Reply | Parent | Thread